Синология.Ру

Тематический раздел


Чиновничество в период Северная Сун

: формирование элиты нового типа и смена парадигм развития[1]
 
Введение
 
Раздел лечжуань 列传 («биографии») Сунши 宋史 («Нормативной истории [династии] Сун») – один из важнейших источников для изучения особенностей развития сунского государственного аппарата. В нём содержится информация о более чем 1300 чиновниках, при этом больше половины упоминаний приходится на историю государства Северная Сун (960–1127 гг.). Хотя эти 1300 чиновников составляют всего около 1% от числа всех чиновников, служивших в государственном аппарате империи Северная Сун [3, с. 207], сведения о них достаточны для исследования состава сунского чиновничества на протяжении более двух веков.
 
Проведённый нами анализ происхождения чиновников по месту их рождения помог выделить периоды и понять некоторые закономерности развития государственного аппарата в изучаемый период [1]. Для обозначения различных группировок чиновников в данной работе используется термин «политический центр», под которым подразумеваются места происхождения совокупности чиновников, объединённых земляческими и клановыми связями и имеющих общие интересы, представители которых чаще всего занимали чиновничьи должности в центральном правительстве. Политические центры совпадают с традиционными крупными историческими районами, на территории которых в древности и в средние века существовали самостоятельные царства. Следовательно, эти политические центры имеют длительную политическую историю. Распределим их по историческим районам Китая, для удобства соотнеся с современными провинциями КНР:
 
I. Северные политические центры
1) Центральная часть Великой равнины, долина нижней Хуайхэ (совр. пров. Хэнань);
2) Долины реки Фэньхэ (совр. пров. Шаньси и восточная часть пров. Шэньси);
3) Север Великой равнины (совр. пров. Хэбэй);
 
II. Южные политические центры
4) Полуостров Шаньдун (совр. пров. Шаньдун);
5) Юг Великой равнины, долина реки Хуайхэ (совр. пров. Аньхой);
6) Север и юг Нижней Янцзы (совр. пров. Чжэцзян и Цзянсу);
7) Западная часть Нижней Янцзы, бассейн оз. Поянху (совр. пров. Цзянси);
 
III. Периферийные политические центры
8) Верхняя Янцзы (совр. пров. Сычуань);
9) Юго-восток Китая (совр. пров. Фуцзянь)
 
В политической истории Северной Сун шли два основных процесса, протекавшие на протяжении всего периода: усиление центробежных тенденций, проявляющихся при ослаблении центральной власти, и смещение политического и экономического центра на юг. Исходя из понимания этих процессов, с точки зрения взаимоотношений центральной власти и представителей политических центров в истории Северной Сун, мы выделили следующие периоды:
 
1) Правление императоров Тай-цзу (960–976) и его брата Тай-цзуна (976–997). Создание стабильного государственного образования и укрепление центральной власти. Преобладание чиновников из северных политических центров (наиболее сильным из которых был шаньси-шэньсиский политический центр).
 
2) Правление Чжэнь-цзуна (997–1022). Продолжение централизации власти в стране, что вызвало первый кризис сунского государства. Делегирование части полномочий центральной властью местным элитам в обмен на лояльность.
 
3) Правление Жэнь-цзуна (1022–1065) и Ин-цзуна (1065–1067). Придворная борьба между представителями северных и южных политических центров. Усиление местных элит. Защита от агрессии тангутского государства Сися. Ухудшение экономической ситуации, повлекшее за собой глубочайший экономический кризис центрального правительства.
 
4) Правление Шэнь-цзуна (1067–1085). Реформы Ван Ань-ши. Преодоление экономического кризиса. Последние попытки представителей северных политических центров пробиться в центральную власть.
 
5) Правление Чжэ-цзуна (1085–1100), Хуэй-цзуна (1100–1125), Цин-цзуна (1125–1127). Доминирование южан в бюрократическом аппарате. Появление нового сильного государства чжурчжэней на севере. Потеря северных территорий и перенос столицы на юг.
 
Чтобы увидеть динамику развития сунского государственного аппа­рата и выявить некоторые закономерности его развития, для каждого из выделенных периодов на основе данных, полученных во время анализа биографий, были выбраны те ключевые фигуры, в которых наиболее ярко проявлялись характерные для этого периода черты. При выборе учитывались следующие критерии:
 
1) Дата рождения;
2) Место рождения;
3) Количество доступной информации (среди соответствующих пер­вым двум критериям персоналий были выбраны те, чьи биогра­фии превосходили остальных по подробности содержания).
 
Для описания каждого из выбранных персоналий ниже будут приве­дены фрагменты из их биографий в Сунши. Задачей этой статьи является выявление наиболее значительных черт их биографии. В связи с этим будут выбраны наиболее важные для этого периода де­тали.
 
Для первого периода «Правление Тай-цзу и Тай-цзуна» (960–997 гг.) выделим 2 наиболее типичных представителя. В самом начале своего правления основатель империи Сун, император Тай-цзу имел достаточно серьёзную опору среди высшего чиновничества и военной элиты государства Позднее Чжоу. В начале своего правления он и его окружение стали активно привлекать старых чиновников для управления государством, при этом опираясь в первую очередь на шаньси-шэньсиский политический центр. Таким образом, первая персоналия в списке – это представитель старшего поколения, рождённый до 920 года из северного политического центра из долины Фэньхэ (совр. провинция Шаньси). Это те лидеры местных элит, которые не просто поддержали первого императора Сун, а фактически привели его к власти.
 
Наиболее показательной исторической личностью для описания этого периода является цзайсян («первый министр») Фань Чжи 范質 (911–964). И хотя он прожил в империи Сун всего 4 года, именно анализ его биографии поможет понять, кто был у власти в этот момент и на кого собственно опирался в Тай-цзу в первые годы своего правления.
 
В этот же период император и его брат проводят политику усиления центральной власти, и всё большую роль начинает играть столичный регион. Вторая наиболее типичная персоналия для данного периода должна быть выходцем из столицы или же столичного региона, который достиг высоких постов уже в империи Сун (920–930-х гг. рождения). Именно на них попытался опереться Тай-цзун, когда начал отстранять северные политические центры от управления страной[2].
 
Наиболее подходящей персоналией для данного периода является Ши Шоусинь 石守信 (928–984), один из главных военачальников Тай-цзу.
 
В конце первого периода (начало правления Чжэнь-цзуна, конец 990-х – начало 1000-х гг.) начинаются крупные мятежи под предводительством местных элит, именно эти события коренным образом повлияли на развитие государства Северная Сун, и в определённой степени стали причиной его падения через сто лет.
 
Целесообразно было бы включить в данный список одного из предводителей этого восстания, однако они были низкого происхождения, и в биографиях о них не упоминается. В разделе «Основные записи» источника об одном из них говорится лишь одной строкой (997 г.): «В уезде Цинчэн простолюдин Ван Сяобо 王小波 собрал людей и начал разбойничать, убил начальника уезда Пэншань в области Чжоу Ци Юаньчжэна» [СШ, с. 6]. В «биографиях» о восстании есть только одно упоминание: «В пятый год [Чуньхуа] (997 год) уроженцы города Цинчэн области Шучжоу Ван Сяопи и Ли Шунь начали смуту, численность восставших доходила до десяти тысяч человек» [СШ, с. 307].
 
Таким образом, одно из самых больших локальных восстаний в истории империи Северной Сун почти не освещено в официальном источнике в первую очередь из-за того, что в нормативных историях события рассматриваются со стороны государственного аппарата и власти. Исходя из этой точки зрения, чиновник, которого восставшие убили, более важен, чем непосредственно лидер восставших.
 
Однако системный кризис правления Чжэнь-цзуна (997–1022) (второй период), одним из проявлений которого было данное восстание, породил целое поколение представителей местных элит, которые стали играть огромную роль в центральном правительстве. В результате того, что ради сохранения власти над страной император Чжэнь-цзун пошёл на компромисс с местными элитами, появляются чиновники с иными взглядами. Чиновники такого типа, попав в центральное правительство, в первую очередь отражали интересы своего клана или той области, из которой они произошли.
 
В результате происхождение и земляческие связи стали особенно важны при дворе во время третьего периода (правление Чжэнь-цзуна (1022–1065) и Ин-цзуна (1065–1067)). Впервые в сунской истории реальная власть оказывается у фаворитов императрицы-матери при малолетнем императоре. Фаворита и покровительницу чаще всего связывают земляческие связи. Таким образом, наиболее типичной персоналией для третьего периода будет выходец из местных элит с окраин империи, которого поддерживала жена императора, и этот человек должен был стать чиновником уже в правление Чжэнь-цзуна. Наиболее ярким и известным чиновником этого времени является Люй Ицзянь 呂夷簡 (978–1044), полностью подходящий под приведённое выше описание.
 
После правления Чжэнь-цзуна начинается активная политическая борьба за власть между северными и южными политическими центрами. В этот период императора отстраняют от реальной власти, он может лишь поддерживать ту или иную группировку, назначив её представителя на высокую должность или сместив его, однако император не обладает достаточной экономической и политической силой для ведения самостоятельной политики[3].
 
И если действия Фань Чжун-яня (1040–1052) скорее были направлены на отмену преобразований Чжэнь-цзуна и возвращение реальной власти в столицу, то реформы Ван Ань-ши (1070–1085) проводились уже представителями местных элит, которые являлись самой значительной силой в империи.
 
Очень точное определение для этого типа чиновников подобрал Роберт Хаймс «джентльмен и государственный деятель» [13]. Эти чиновники не стремились забраться на вершину властной пирамиды, они, в отличие от чиновников поколения 980-х гг., полностью осознавали, что правят страной, и решали конкретные задачи для поддержания империи в стабильном состоянии. Примечательно, что в этом смысле биографии Ван Ань-ши 王安石 (1021–1086) и Сыма Гуана 司马光 (1019–1086) во многом схожи. Сравнительный анализ этих биографий позволит представить, как формировалась политическая элита в четвёртый период (правление Шэнь-цзуна (1067–1085)). В данном случае ограничимся рассмотрением их прихода к власти, а противостояние этих двух политических деятелей при дворе требует отдельного изучения [5]. Таким образом, при анализе биографий пяти чиновников будет предпринята попытка увидеть общую динамику развития сунского чиновничества за почти два века существования империи Северная Сун.
 
Анализ биографий

1. «Непотопляемый» первый министр Фань Чжи (911–964)
 
Фань Чжи [СШ, с. 249; 10, c. 310321] был одним из легендарных чиновников своего времени: он служил 12 правителям из 6 различных династий. В период, когда велись постоянные войны, он «сохранял высокие должности, всегда придерживаясь буквы законы и выступая за мирные способы решения проблем» [СШ, с. 249]. Его отец был делопроизводителем при военном наместнике области Чэнчжоу[4]. Фань Чжи был очень одарённым мальчиком. В 9 лет он научился писать сочинения, а уже в 13 освоил Шицзин настолько хорошо, что преподавал его другим молодым людям. В 22 года он успешно сдал экзамены и получил степень цзинь-ши. Это позволило ему в том же году занять должность помощника цзедуши («генерал-губернатора») в Чжунъуцзюнь. Вскоре он был повышен в должности и стал помощником начальника префектуры Фэнцю. В 936–942 гг. уже в государстве Поздняя Цзинь его стал активно продвигать Сан Вэйхань, который на тот момент занимал пост первого министра. Фаня назначают на самую низкую должность в цензорате. Вскоре, когда покровителя сместят с должности и отправят в ссылку, он уже будет занимать должность начальника двух провинций и выступит с просьбой отправить опального первого министра в подчинённые ему территории. Такая преданность помогла 33-летнему Фаню в 944 году, после возвращения Сан Вэйханя из ссылки, стать членом академии Ханьлинь и занять видные должности в министерстве финансов и секретариате.
 
В 946 г. династия Поздняя Цзинь пала под натиском киданей, и Фань Чжи был составителем документа о капитуляции. В Поздней Хань он занимал должность одного из шести глав секретариата и был помощником главы министерства работ и налогов. В это время Го Вэй, основатель государства Поздняя Чжоу, был военным чиновником, и однажды ему попался указ Фань Чжи. Он поинтересовался, кто написал этот указ и сказал, что у этого человека есть способности для того, чтобы стать первым министром. За несколько месяцев до краха Поздней Хань, Фань Чжи получил ещё несколько повышений. В 950 году власть в стране захватил Го Вэй.
 
В 951 г., после того, как новая власть утвердилась на троне, император смещает старых чиновников со всех ключевых постов. В результате этих перестановок Фань Чжи получил должность первого министра, и его поставили во главе военного ведомства. Через пару лет ему удалось сместить одного из главных советников императора Ван Чуня, который пытался взять всю власть в стране в свои руки. В результате этого Фань Чжи стал старшим начальником канцелярии и старшим первым министром.
 
При новом императоре Ши-цзуне (945–959) влияние Фань Чжи на политическую жизнь страны значительно возросло. Фань Чжи в первую очередь отстаивал корпоративные интересы чиновников и настаивал на мирном урегулировании проблем. Например, после мятежа одного из чиновников, ему удалось уговорить императора помиловать тех, кто примкнул к мятежу, ссылаясь на то, что примкнувшие были принуждены к этому.
 
В то время, как сам император был скорее полководцем, чем администратором, Фань Чжи отстаивал в первую очередь интересы гражданских чиновников. Это противоречие наиболее ярко проявилось, когда император решил назначить одного из своих военачальников на должность младшего первого министра. Фань Чжи выступил с протестом, настаивая на том, что он не может занимать такую должность, так как не имеет учёной степени. После многочисленных конфликтов император неоднократно пытался сместить Фань Чжи с ключевых должностей или же создать ему достойную конкуренцию, назначая своих ставленников на ключевые посты. После нескольких таких попыток император заболел, и лёжа на смертном одре приказал сместить Фань Чжи и на его место поставить своего боевого товарища Ван Пу. Но из-за того, что последний отличался нездоровым пристрастием к алкоголю и не имел достаточно опыта для того, чтобы занять столь высокий пост, все приближённые императора решили умолчать о последнем желании умирающего. Престол занял малолетний император, а Фань Чжи получил титул гуна области Сяо. После этого события он фактически сосредоточил в своих руках власть в стране.
 
И всего лишь через полгода Фань Чжи «недооценил» силы будущего императора Чжао Куанъиня. Последний захватил власть и основал новое государство Сун. Придя к власти, сунский Тай-цзу оставляет Фань Чжи на прежних должностях, кроме поста главы военного министерства. Первый министр Фань Чжи продолжал активную политическую деятельность уже в империи Сун вплоть до своей смерти в 964 г. После этого место первого министра несколько лет оставалось вакантным.
 
Глядя на стремительный взлёт Фань Чжи с должности помощника главы уезда до первого министра и по совместительству главы военного министерства, а также на то, как его могущественные покровители теряли свои должности, а он сам оставался на плаву, создаётся впечатление, что за ним стояли силы намного более могущественные, чем просто несколько высокопоставленных чиновников. Собственно, на примере жизни Фань Чжи видно, как постепенно набирал силы шанси-шэньсиский политический центр. Если уже при Тан его представители были одной из самых влиятельных сил в империи, то в Поздней Чжоу они становятся намного могущественнее центральной власти. С этой силой приходилось считаться правителям, которые постоянно менялись на троне. Если посмотреть на историю Фань Чжи, то при каждом перевороте он поддерживал ту сторону, которая в итоге оказывалась победителем. Это наводит на мысли, что большая часть государственных переворотов была если и не инициирована, то совершалась с согласия шаньсиской группировки. После заметного ослабления центральной власти, правительство обладало недостаточно большим политическим весом и влиянием в государственном аппарате. Позднечжоуский Ши-цзун попытался сместить Фань Чжи и шаньсискую группировку, опираясь на армию, но внезапно заболел и скоропостижно скончался, что наводит на мысли о насильственной смерти.
 
Несмотря на особенности биографии как жанра, предписывающего изображать чиновников в соответствии с понятиями конфуцианской этики, биография Фань Чжи несколько «отретуширована», и в ней явно проглядывается скорее искусный и расчётливый политик, нежели конфуцианский мыслитель и учёный, к идеалу которого его стремились приблизить составители нормативной истории. Некоторые поступки Фань Чжи вызывают у автора скорее недоумение, и он предпочитает умолчать о них, например, тот факт, что Фань не отрёкся от своей должности после того, как государство Ляо уничтожило Позднюю Цзинь [10, c. 310]. А сцена с клятвой первому сунскому императору просто комична. В ней прагматик Фань изображается как своего рода жертва обстоятельств. Чжао Куанъинь захватывает столицу и призывает чиновников присягнуть ему. Первым снимает свой меч и преклоняет колено начальник гарнизона, ссылаясь на то, что стране нужен сильный лидер, после падает на колени Ван Пу, второй после Фань Чжи человек в Поздней Чжоу. Как сообщается в тексте биографии «Фань Чжи ничего не оставалось, кроме как склониться [перед Чжао Куанъинем]» [СШ, с. 249] – при том, что Чжао удалось основать новую династию именно из-за «недосмотра» Фань Чжи. Однако на этот раз непотопляемый первый министр получил не совсем то, на что мог рассчитывать. Тай-цзу полностью вытеснил его из военной сферы и попытался всеми возможными способами ограничить власть первого министра, пытаясь замкнуть управление империей на себе. В источнике говорится, что Фань постоянно винил себя в том, что именно из-за него рухнуло государство Позднее Чжоу. Однако есть предположение, что это был намёк Тай-цзу о том, что именно позволило ему стать императором. Таким образом, в данном случае Фань Чжи отражает интересы шаньсиского политического центра, представители которого получили огромную власть в эпоху Пяти династий. Именно они заполняли тот властный вакуум, который образовывался в связи с ослаблением центральной власти, и первый сунский император понимал, что именно они являются угрозой его власти. Как только Тай-цзу почувствовал, что достаточно крепко сидит на троне, он начал проводить реформы по ограничению власти шаньси-шэньсиского политического центра и, в частности, Фань Чжи. Тень «непотопляемого первого министра» проходит через всю историю эпохи Пяти династий. И его в полной мере можно считать представителем своей эпохи.
 
2. Генерал-коррупционер Ши Шоу-синь (927–984)
 
Мы почти ничего не знаем о происхождении Ши Шоу-синя [CШ, с. 250; 10, с. 873–875]. При династии Поздняя Хань, Ши служил в штабе главы Тайного совета Го Вэя. В Поздней Чжоу Ши получил повышение и стал одним из начальников дворцовой стражи. После войны с Северной Хань в 954 году, которая закончилась победой Поздней Чжоу, он получает повышение и становится одним из личных охранников императора, основная задача которых заключалась в обеспечении личной безопасности императора. После окончательной капитуляции Северной Хань, его назначили на пост одного из командующих дворцовой гвардией, и одновременно, начальником столичной полиции. Во время войны с Южной Тан в 957 году, когда ему было 30 лет, Ши назначают командующим авангардом, а через два года после окончания военных действий, за заслуги делают командующим тяжёлой кавалерии, но, что ещё более важно, он становится во главе всей дворцовой гвардии. В это же время на пост начальника личной охраны императора назначают будущего основателя Сунской империи Чжао Куанъиня. После смерти Ши-цзуна в 959 году он становится цзедуши области Хуачжоу, сохраняя при этом пост начальника дворцовой гвардии. Именно в этот период он становится одним из «10 братьев», так называли тех военных чиновников, которые поддержали восстание Чжао Куанъиня военной силой. Вследствие того, что Чжао и Ши были знакомы уже несколько лет, Ши становится правой рукой императора во время военных столкновений в ходе борьбы за власть.
 
После того, как Чжао Куанъинь был провозглашён императором, Ши Шоу-синь становится одним из «6 героев», его назначают на пост командующего императорской гвардией, а также делают цзедуши области Сунчжоу, родины императора. Ши Шоу-синь возглавляет правительственные войска, которые были отправлены на подавление восстаний на территории империи в первые годы правления Тай-цзу, в то время как император участвовал в завоевательных походах. Фактически Ши Шоу-синь был вторым лицом в государстве, замещая императора во время походов. Ши извлекал всю возможную пользу из своего положения, что привело к его отставке в 964 году. В этом же году умер Фань Чжи, совпадение этих событий показывает, что военные элиты и высшее чиновничество из шаньси-шэньсиского политического центра были тесно связаны. Во время одного из пиров, на котором присутствовал Ши Шоу-синь, император обратился к нему и начал говорить о том, что деньги – не самое важное в жизни, упомянув также о том, что лишь тот, кто не думает о выгоде, может стать императором. Он также сказал, что между государем и чиновником не может быть недомолвок. Ши Шоу-синь попросил о помиловании. На следующий день, Ши Шоу-синь выступил с прошением освободить его от должности в связи с болезнью. И оно было удовлетворено указом императора. Его назначили на почётную должность. Впоследствии им будет предпринято несколько попыток вернуться к власти, продвигая своих ставленников на высокие должности в государственном аппарате, но все они провалились. В 984 г. Ши Шоу-синь скончался в возрасте 57 лет.
 
Ши Шоу-синь является типичным представителем того поколения, которое пришло к власти вместе с Тай-цзу. Это были военные, которые поддержали его в первые годы власти. Именно они были той силой, с помощью которой ему удалось объединить китайские царства, находящие на Великой равнине. Однако они же были серьёзной угрозой для власти самого Тай-цзу и его наследников, поэтому укрепившись на престоле, Тай-цзу первыми отстраняет от власти именно их.
 
3. Гениальный администратор Люй И-цзянь (978–1044)
 
Если Фань Чжи был одарённым представителем рода ханьских чиновников, то Люй И-цзянь [СШ, с. 311; 10, c. 713–719] не обладал выдающимися способностями. Он был родом из области Шоучжоу (совр. провинция Аньхой), которая была частью незначительного южного политического центра. Получив учёную степень цзиньши в 1000 году скорее благодаря своей памяти, нежели знаниям, он получил должность помощника главы области Цзянчжоу, затем стал помощником одного из чиновников в Ревизионной палате. Сменив несколько незначительных должностей в различных государственных ведомствах, он был замечен лишь 1016 году в возрасте 38 лет, когда был назначен на должность сборщика налогов в приграничном регионе, где ему удалось собрать значительно больше налогов, чем его предшественникам. Достигнутый успех позволил ему стать членом комиссии по упрощению налоговых процедур. С 1018 по 1020 годы его назначают на должности, требующие хороших административных навыков. Он заведовал работами по укреплению берегов Янцзы, его направляли в провинцию Шэньси для разрешения проблем с поставкой продовольствия военным частям, расположенным на границе, а в 1020 г. назначили на должность префекта в столицу, и в течение года местная тюрьма пустовала, что являлось показателем образцового управления. Люй И-цзяню удалось обзавестись связями среди придворных евнухов, и после смерти Чжэнь-цзуна в 1022 году, когда к власти пришла вдовствующая императрица Люй, он был назначен на должность младшего первого министра, что фактически делало его главой всей судебной системы страны. Люй И-цзянь имел огромное влияние на евнухов и императрицу, именно он настоял на том, чтобы даму Ли, настоящую мать императора, похоронили со всеми почестями, вопреки желаниям евнухов и самой императрицы. Когда император узнал правду о своей матери, он высоко оценил этот поступок Люя.
 
В 1033 году он был отстранён от власти, как и его покровительница. Однако уже через полгода его снова вернули ко двору, он занял ту же должность. Люй поддержал развод императора с императрицей Го, что только укрепило его позиции при дворе. Однако в скором времени на него обрушилась критика Фань Чжун-яня, которого император использовал для возвращения себе реальной власти в стране. Фань критиковал министра за непотизм, взятки и смещение чиновников, которые не разделяли его позиции по тем или иным вопросам. Критика Фань Чжун-яня привела к тому, что многочисленные чиновники, которым Люй перешел дорогу, обрушили на него шквал критики, что до этого было невозможно из-за того, что Люй И-цзянь был самым влиятельным чиновником в империи. По счастливому стечению обстоятельств в 1038 году Сунская империя начинает войну с государством тангутов Западное Ся. Император принимает решение сместить Люя и назначает на пост первого министра Фань Чжун-яня. Однако уже 1040 году Люй был вновь приглашён ко двору. Он возвращает всех чиновников, которые были отстранены от власти в 1036 году, и ставит своих людей на все ключевые посты. Фань Чжун-янь был отправлен в провинцию Шэньси для командования армией в войне с государством Западное Ся, что фактически было ссылкой. В то время как Фань Чжун-янь одерживал победы на военном поприще, положение Люя ухудшалось. Знающий все тонкости функционирования государственного аппарата в мирных условиях, Люй с трудом справлялся с проблемами, возникающими в военное время, проблемы со здоровьем тоже давали о себе знать. Ситуация в стране становилась всё более и более критичной, император был вынужден вернуть с фронта Фань Чжун-яня. В 1043 году здоровье Люя ухудшилось, и он попросил об отставке. В 1044 году в возрасте 66 лет Люй И-цзянь скончался.
 
Люй И-цзянь – это чиновник нового типа, представитель южных политических центров. При нём первое поколение местных элит пришло к власти. Они прекрасно представляли, как работает государственная машина, а потому были хорошими администраторами. С другой стороны, они воспринимали других чиновников, пробившихся из низов, как своих конкурентов, и не готовы были идти на компромиссы с соперниками, что обостряло политическую борьбу. В результате, внешняя и внутренняя политика этого периода была крайне непоследовательной, вследствие того, что при дворе одерживала верх то одна, то другая группировка.
 
4. «Джентльмены и государственные деятели»: Ван Ань-ши (1021–1086) и Сыма Гуан (1019–1086)
 
О противостоянии этих двух политических деятелей написано большое число работ, поэтому не имеет смысла излагать их подробные биографии [5; 14; 15]. Основная задача данного раздела – установить, что их объединяло, для чего обратимся к начальным этапам их карьеры, и, оставив в стороне их политические убеждения, сосредоточимся на портретах тех групп чиновников, интересы которых они защищали.
 
По своему происхождению и социальному положению наши герои были почти полной противоположностью. Представитель старого чиновничества, Сыма Гуан, потомок военачальников из шэньси-шаньсиского политического центра, родился в уезде Ся в Шаньчжоу. Его отец Сыма Чи (980–1041) занимал ряд высоких должностей при Шэнь-цзуне и его предшественниках. Карьерный рост Сыма Гуана является во многом типичным для способного потомка рода высокопоставленных чиновников. В 19 лет он смог сдать экзамен на степень цзиньши, после чего получил должность помощника начальника уезда в Хуачжоу (совр. провинция Хунань, уезд Чжэн). Затем был назначен помощником распорядителя церемоний, позднее занимал ряд незначительных должностей, и в 1054 г. благодаря покровительству Пан Цзэ (988–1063) был отправлен в столичное книгохранилище для сверки и корректировки документов. Впоследствии связи рода Сыма и покровительство ряда высокопоставленных чиновников позволили ему достаточно быстро подняться по карьерной лестнице.
 
Ван Ань-ши родился в городе Линьчуань в Фучжоу (совр. г. Фучжоу в провинции Цзянси). Его отец Ван Ли на пике своей карьеры занимал должность сверхштатного помощника министра. То, что он был именно сверхштатным помощником, свидетельствует о его принадлежности к южным элитам, – те в результате системного кризиса во время правления Чжэнь-цзуна (997–1022) стали в начале XI в. вливаться в государственный аппарат. Дополнительные наборы чиновников были одним из механизмов включения представителей территориальных элит в центральные органы госаппарата. Ван Ань-ши являлся представителем второго поколения представителей территориальных элит, вошедших в центральное правительство. Основной задачей первого поколения было попасть и укрепиться в этой системе всеми возможными способами, поэтому дополнительные наборы были чаще всего связаны с взятками и непотизмом. Второе же поколение уже ощущало себя представителями элиты и начинало осознавать, что именно на их плечах лежит управление страной. Характерным для этого времени является и карьерный рост Ван Ань-ши. Он лишь в 21 год успешно сдал экзамены на степень цзиньши и получил должность делопроизводителя в Хуайнани (совр. пров. Аньхой), в 26 лет был назначен начальником уезда Иньчжоу (совр. пров. Чжэцзян), в 38 – начальником области Чанчжоу (совр. пров. Цзянсу). Ван Ань-ши до 1068 г. был одним из бюрократов средней руки, мало чем отличавшимся от отца. Однако его планы по реформированию государства, которые он начал отправлять ещё Жэнь-цзуну в 1059 г., привлекли внимание молодого императора Шэнь-цзуна, которому на тот момент было 19 лет, что обеспечило Ван Ань-ши резкий карьерный взлёт. Уже в 1070 г. он занимает высшую государственную должность и становится первым министром.
 
Эти две совершенно противоположные по своему происхождению и политическим взглядам персоналии, однако имеют ряд общих черт. Во-первых, было сформировано общее политическое пространство, на котором эти два политических деятеля могли начать политическую борьбу. И хотя они представляли различные политические группировки, Сыма Гуан – шаньси-шэньсиский политический центр и представителей старой элиты, Ван Ань-ши – южные политические центры (в частности, цзянсиский политический центр), они оба признавали тот факт, что центральное правительство переживает глубочайший экономический кризис, и понимали, что именно им следует искать выход из сложившейся ситуации. Результатом стали проекты реформирования центрального правительства. Как ни странно, «консервативная» группировка выступала за значительно более кардинальные преобразования, в то время как «реформаторы» выступали за проведение ряда экономических преобразований, который позволил бы центральному правительству выполнять свои основные функции – сохранение целостности империи. Наиболее показательным в этом плане является спор, произошедший между Ван Ань-ши и Сыма Гуаном, описанный в биографии последнего в Сунши [СШ, с. 336]. Выражая позицию северных политических центров, «консерватор» Сыма Гуан требует урезания полномочий правящих элит, передела власти и кардинальных изменений в составе правящей элиты, в то время как представитель южных политических центров, «реформатор» Ван Ань-ши настаивает лишь на том, что проблема не в системе в целом, а в отсутствии талантливых людей при дворе и в неверно выбранном политическом курсе. При этом важно, что Сыма Гуан говорит о том, что дефицит бюджета начался с правления императора Чжэнь-цзуна (997–1022), который прибег к уступкам местным элитам ради сохранения целостности империи.
 
Реформы были осуществлены лишь частично. С явным энтузиазмом были сокращены затраты на императорский двор; реформы, призванные поощрить развитие сельского хозяйства и остановить произвол ростовщиков, прошли частично; ключевой пункт реформ, связанный с новым обмером полей для более справедливого распределения налогов, хотя и не был отменён, но за его осуществление всерьез не принимались – в первую очередь потому, что он затрагивал интересы правящей элиты. Освобождение чиновников и местных элит от налогов было главным условием лояльности по отношению к центральному правительству. Изменение данного положения привело бы к системному кризису, похожему на кризис конца правления Тай-цзуна. Сутью реформы Ван Ань-ши было переложить на местные элиты, обладавшие реальными экономическими и административными возможностями, часть бремени по содержанию армии и дать государству возможность кредитования развития сельского хозяйства на льготных условиях. Правящие элиты были готовы пойти на такие уступки государству, чтобы предотвратить экономический крах центрального правительства, которое обеспечивало безопасность страны, а также создать благоприятную почву для развития сельского хозяйства.
 
Реформы принесли свои плоды: был преодолён дефицит бюджета, стало в полной мере осуществляться снабжение армии. Основная задача реформ была выполнена, центральная власть была спасена от банкротства и обладала достаточным количеством средств для поддержания целостности страны. После выполнения первичных задач в рядах «реформаторов» происходит раскол. В 1074 г. часть из них во главе с Люй Хуэй-цзином объединяется с Сыма Гуаном и смещает Ван Ань-ши с поста первого министра, но вскоре его восстанавливают на этом посту. С этого момента Ван Ань-ши постепенно лишается поддержки наиболее влиятельных представителей южной элиты, за счёт которых осуществлялись реформы. Его положение при дворе становится весьма шатким, и пережив еще несколько отставок с дальнейшим возвращением на пост первого министра, он был окончательно отстранён от власти в 1085 г., после смерти Шэнь-цзуна. К власти приходит группировка «консерваторов» во главе с Сыма Гуаном. Однако за 1 год своего пребывания на посту Сыма Гуан смог лишь свернуть реформы, а также расформировать все государственные учреждения, связанные с их проведением. В 1086 году он скончался.
 
Конфликт этих двух политических деятелей не сводится к борьбе двух придворных группировок, поддерживавших различные политические центры. В этот момент происходит столкновение двух парадигм развития государства, и исход этого столкновения во многом определил развитие сунского государства. Сыма Гуан выступал за изменение системы в целом, полную перестройку системы общественных отношений. Примечательно, что на это иносказательным языком указывают и составители его биографии, рассказывая историю из детства Сыма Гуана [СШ, 336]. Когда Сыма Гуан был маленький и играл со своими сверстниками, рядом с ними стоял сосуд с водой. Дети пытались достать до воды в этом сосуде, но он был слишком глубок. И когда они совсем отчаялись, маленький Гуан взял камень и проделал в сосуде дырку. Дети обрадовались и стали плескаться в воде. Этот эпизод слегка выбивается из образа строгого и нелюдимого мальчика, который «уже в детстве вёл себя как взрослый». Фактически в этой почти сказочной истории указывалось, что Сыма Гуан – не преобразователь, а разрушитель сложившейся системы государственных отношений. Именно этот способ преодоления внутренних противоречий был свойственным для периода Пяти династий, наиболее ярким примером такой эволюционной модели является «непотопляемый первый министр» Фань Чжи, который как и Сыма Гуан был представителем шаньси-шэньсиского политического центра. Именно в результате государственного переворота, смены правящей династии ему удавалось на протяжении стольких лет оставаться самым влиятельным человеком в государстве. Это не удивительно, ведь именно влияние среди военных элит и высшего чиновничества, которым обладали представители шаньси-шэньсиского политического центра, позволяло им полностью контролировать ситуацию в стране и ставить на престол своих сторонников.
 
Южные политические центры, частности цзянсиский, представителем которого был Ван Ань-ши, предложили другой путь развития. Под контролем этих политических центров были богатые рисоводческие районы, которые на протяжении фактически ста лет оставались не вовлечёнными в борьбу с государствами кочевников. Один век мирного развития этих государств привёл к тому, что по экономическому развитию эти районы стали значительно опережать северные территории империи. После структурного кризиса правления Чжэнь-цзуна, у представителей южных политических центров появилась возможность попасть в центральный государственный аппарат. И если первое поколение скорее преследовало свои личные интересы, и в первую очередь пыталось сохранить своё положение (Люй И-цзянь, отец Ван Ань-ши Ван Ли), то поколение Ван Ань-ши уже осознавало себя полноправными хозяевами империи наравне со старой аристократией из северных политических центров. В случае политического переворота они были обречены на поражение, поэтому они были заинтересованы в сохранении существующей системы социальных отношений и поддержания компромисса. Таким образом, реформы Ван Ань-ши были своего рода компромиссом между центральной властью и южными политическими центрами. Последние получали стабильность и гарантии сохранения существующей системы, а центральная власть взамен получала средства для выхода из экономического кризиса и лояльную к центральному правительству политическую элиту. В это время формируется та социальная группа, которую Хаймс в своей работе называет «джентльмены и государственные деятели». Именно после реформ Ван Ань-ши они становятся основной социальной опорой государства, в то время как представители северных политических центров постепенно вытесняются из государственного аппарата [1]. Система модернизации пришла на смену революционному пути преобразований, в результате которого проводились контролируемые государственные перевороты на протяжении всего периода Пяти династий. В результате этих переворотов удавалось обновить систему центральной власти, при этом, не дав возможности правителям укрепиться. Этот тип модернизационных преобразований характерен для представителей северных политических центров, которые были тесно связаны с военной элитой. Об этом в частности говорят и события 964 года, когда после смерти главы шэньси-шансиского политического центра Фань Чжи, был отстранён один из наиболее влиятельных военачальников страны Ши Шоу-Синь.
 
Вышеуказанное позволяет объяснить многие события северосунской истории, в частности быстрое падение этого государства в 1127 году. Оборона северных территорий была не выгодна представителям северных (!) политических центров, которым нужен был любой политический переворот, пусть даже в результате поражения в войне, чтобы вновь занять лидирующие позиции. Свидетельством этому является следующий факт: войска государства Цзинь во время похода были разделены на 2 части: первая пошла на столицу Сунской империи город Кайфэн, который удалось отстоять городскому ополчению, вторая – на столицу одного из самых влиятельных политических центров Китая, город Тайюань в Шаньси, и город был взят. Оборона северных территорий не была выгодна и южным политическим центрам, которые приняли решение сосредоточить свои силы на обороне южных районов Китая, которая длилась ещё около 100 лет на протяжении периода Южная Сун.
 
Источники
СШ – Сун ши («Нормативная история [династии] Сун») // Эршисы ши («Двадцать четыре [династийных] истории»). Пекин, 1977. Т. 20.
 
Библиография
1. Комаров Д.А. Динамика смены региональных элит при дворе императоров Северной Сун // 42-я НК ОГК. Ч. 3. М., 2012. С. 75–77.
2. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос в средние века (VII–XIII). М., 1984.
3. Очерки по истории Китая. Под ред. Шан Юэ. М., 1959.
4. Малявин В.В. Источниковедение средневекового Китая. М., 1986.
5. Лапина З.Г. Политическая борьба в средневековом Китае (40–70-е годы XI в.). М., 1970.
6. Лапина З.Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. М., 1985.
7. Смолин Г.А. Из истории крестьянского восстания 993–997 гг. под руководством Ван Сяо-бо, Ли Шуня и Чжан Юя // Вопросы истории стран Азии Л., 1965. С. 16–35.
8. Чжоу Цюй-фэй. За хребтами. Вместо ответов (Ли вай дай да). Пер. с кит., введ., комм. М.Ю. Ульянова. М., 2001.
9. Cambridge History of China. Cambridge U. Press Vol.5. L., 2009.
10. Ferguson J.C. Journal of the North China Branch of the Royal Asiatic Society. Vol. LVIII (1927). Pp. 36–56.
11. Franke H. Sung Biographies. 4 volumes. Steiner, 1976.
12. Hucker C.O. A Dictionary of Official Titles in Imperial China. Stanford: Stanford University Press, 1985.
13. Hymes R.P. Statesmen and Gentlemen: The Elite of Fu-Chou, Chiang-Hsi, in Northern and Southern Sung. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.
14. Wang An-shih, practical reformer? Heath, 1967.
15. Наньсун Буи. Сунчао ваньши: Вань Аньши юй Сыма Гуан (Оглядываясь на Сун: Ван Аньши и Сыма Гуан). Ханчжоу, 2009.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: Т. XLIII, ч. 1 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2013. – 684 стр. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 8 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 205-221.


  1. Автор благодарит своего научного руководителя Ульянова М.Ю. за проявленное терпение, без которого данная статья не могла бы выйти в свет.
  2. Автор благодарит Амиракулова Б.Ж. за высказанную идею.
  3. Автор благодарит Амиракулова Б.Ж. за высказанную идею.
  4. Здесь и далее при переводе должностей использовался словарь должностей чиновников Ч. Хакера [12].

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.